Главная > Без рубрики > Как я в Яндекс ходил

Как я в Яндекс ходил


В Яндексе появилась вакансия java-разработчика, решил попробовать силы. Как я понял, собеседование у них состоит из трёх этапов:

  1. Опросник на сайте. Если ваши ответы зантересовали сотрудников Яндекса, то у вас будет телефонное собеседование;
  2. Телефонное собеседование проходит по результатам опросника. Длится час-полтора, если вы понравились, вас приглашают на личную встречу;
  3. Личная встреча это такое многочасовое мозгоёбство собеседование на алгоритмические темы, совмещённое с проверкой знаний, причём проверка знаний Java на нём отсутсвует.

Сразу скажу, собеседование я провалил. Причин несколько:

  1. Это был день моего рождения. Я не пью, но постоянные звонки и СМС с поздравлениями несколько отвлекают;
  2. Это было последнее из собеседований в этот день. Поверьте несколько технических собеседований с алгоритмическими задачами это тяжело;
  3. Я — «жаворонок». Собеседовали меня «совы». Собеседовали вечером, время когда мой мозг настойчиво требует отдыха, а у них день только начался. С утра они собеседования не проводят по понятной причине. Короче тупил страшно.

Кроме того, в Яндексе работают многостаночники, то есть люди, которые сами себе злобные буратины которые сами делают всё: от интерфейса, до работы с базой. Нет, я могу работать с базой, могу сложный запрос написать, алгоритмическую задачу решить,  интерфейс нарисовать, только мне сейчас на это надо немного больше времени, просто потому что я лет 5 этого не делал. Незачем, когда у тебя в команде есть отличный «базист», отличный инженер, отличный дизайнер, отличный системный программист и т.п. То есть люди высокой квалификации, которым ты доверяешь. Есть команда, в которой каждый четко знает кто что должен делать. И твоя основная задача заключается в контроле их работы и управлении. Дома мне потребовалось около получаса, чтобы вспомнить чем отличается inner join от full outer join, как суммировать поля при группировке и всё остальное. Просто, пробежав глазами по спеке по диагонали.

Когда в команду приходит новый член, его основная задача определиться со своим местом. Он должен понять три вещи:

  1. Что у него есть, в нашем случае кодовая база;
  2. Кто ему должен, в нашем случае это информация о проекте, решениях, коде, задачах, контроле и т.п.
  3. Кому он должен, в нашем случае код, алгоитмы, багфиксы, сроки и т.п.

Ребятам в команду нужен человек на подхват, спокойный, аккуратный, усидчивый, с высокой квалификацией, способный искать нестандартные решения и готовый разбираться в том, что они называют кодом с ухмылкой на лице. Желательно чтобы решал алгоритмические задачи, что необязательно, потому что в списке задач разработчика алгоритмические редко превышают 5-7%, основное время работы программиста это кодирование или исправления ошибок. При этом ребята совсем не отдают себе отчета в том, что людей с высшим образованием, по карйней мере в моё время, в институте учили искать решения, а не забивали голову шаблонами. К слову мой коллега, на 10 лет старше решил некоторые задачи даже быстрее — высшее образование в СССР было куда лучше теперяшнего (мне пришлось полистать букварь по теории чисел, которой нас уже не учили). Поэтому вопрос «Как вы будете решать задачу, не зная решения?» для меня является одним из основных на собеседованиях, которые провожу я. И найм нового сотрудника во многом завист от ответа на этот вопрос, прямого или косвенного.

И самое главное — это БД. Яндекс это такая большая сервисная компания, которая много работает с данными. Поэтому отличное знание реляционной алгебры и хороший опыт работы с ними — это ключевой фактор. Скорее даже определяющий над остальными.

Проанализировав всё это я вдруг понял, что даже если бы я прошёл собеседование, я бы вряд ли стал работать в команде, которая не может чётко для себя сформулировать требования к соискателям (в самой вакансии на сайте висит стандартная «рыба»), а потому набирает людей интуитивно, по наитию. А это самый плохой подход к набору персонала из известных мне. Не потому ли вакансия в одну из самых желанных с точки зрения трудоустройства компаний висит уже больше месяца?

Метки:
  1. marx
    18.02.2010 в 13:08

    мне из яндекса даже не позвонили! сначала прислали e-mail и мы вроде бы договорились о нескольких интервалах звонка. звонка не было. потом были еще e-mail, все от того же «руководителя разработки xxx», и договоренности, но звонков так и не последовало =) ну и черт с ним, с яндексом этим.

    • Сергей Елин
      19.02.2010 в 14:41

      Я знаю одного человека, который мог бы стать идеальным кандидатом, по понятным причинам его не назову. 😉

  2. Дэн
    20.02.2010 в 10:36

    Ну в общем не весь свет на Яндексе клином сошелся.
    С другой стороны, вполне закономерно что у них такие задачи на интервью. Яндекс — поисковая машина, с собственными движками и алгоритмами. Законно что они терзают в основном по алгоритмам, считая, что язык ты выучишь любой, если будет надо.
    Желание Яндекса чтобы разработчики знали РБД, кстати, считаю вполне осознанным и правильным. Ведь надо понимать, что может сделать база, а что можно и нужно делать на стороне явы. Чтобы, так сказать, в ява-коде не делать отбор и сортировки. Помнишь тему? 🙂

    • Сергей Елин
      20.02.2010 в 23:56

      Причём тут клин? Яндекс относится к тому типу совтверных компаний, в которых я никогда не работал. Мне интересно получить опыт работы в такой компании.
      Яндекс это не только поисковая машина. К этой дойной корове просто так со стороны не прийти, ты же понимаешь. Зато много других интересных проектов, причём не только на Java. Понимание принципов реляционной алгебры важнее, конкретных фич базы. Изучение конктретной реализации при наличии Сети в наше время не проблема. А вот умение грамотно и вовремя использовать доступные источники информации — это важно, как в старом анекдоте: «Я всё знаю, если я что-то не знаю, я знаю где об этом можно узнать». 😉

      • Дэн
        21.02.2010 в 10:28

        Серега, посмотри правде в глаза.
        В нашей конторе никогда не писали приложения, ориентированные на большое количество пользователей и колоссальные нагрузки. То есть концептуально — да, «веб, жава», все дела. А в реальности в том же КСУИПе документы пользователем аплоадятся через диск, к примеру. И попытка запустить 2 ява-машины привела к тому что документы аплоадиться перестали. Димка сказал «надо накладывать патч». Про то, что будет работать n виртуальных машин, мало кто думает.
        А в Яндексе это вопрос ключевой. Я не знаю что у них более важно — разнообразие функционала или скорость работы. Вряд ли они запустят «очень удобную фичу», которая положит их сервера.
        Что касается принципов работы и конкретной реализации… Помнишь, я давал тебе книжечку по SQL? Я её пару — тройку месяце назад все-таки дочитал. Так я тебе скажу — после этого я понял что SQL Tuning до прочтения я просто не знал. Иногда кажется что силен хотя бы в основных принципах, но в реальности оказывается чуть иначе.
        Ну а что в Яндексе требования такие… Ну шут его знает почему. Они сразу задирают планку достаточно высоко. Видимо, сразу отсеивают большую часть народа. Тех, кто в алгоритмах обработки данных и базах данных не специализируется. У них одни требования, у нас другие. Я бы, к примеру, к ява-программистам помимо требований по собственно яве на собеседованиях проверял еще работу в команде и умение понять как работает бизнес. Да еще оптимальность написания кода. И уж раз люди идут писать программы для веб — умение работать хотя бы c http/css/javascript. У каждой отрасли требования свои. Где-то стопудов нужен будет кобол. 🙂

        • Сергей Елин
          21.02.2010 в 17:39

          К КСУИПу отношения не имел, OC4J зло потому о причинах могу только гадать.
          На сколько я знаю, в целом архитектура проектов там иная, мы такую в своё время отвергли, потому как не давала преимуществ в рамках наших заказных систем, и сосредоточились на другом.
          На самом деле правильно что завышают и отсеивают. Им нужны штучные спецы и они им хорошо платят.
          Вопрос-то не в архитектуре, а как нанять нужного спеца. Изначально процесс некорректно построен, имхо. Например, если бы в вакансии было написано что-то типа «отличное знание реляционной алгебры … опыт работы с СУБД от 5 лет … оптимизация запросов … сертификат оракла дает преимущество …» я бы даже не пытался резюме посылать. Или бы сначала серьезно посидел за букварями с целью обновить знания.
          Я просто привык к другой структуре проектной команды. А так, можно засыпать Яндекс сотнями резюме, отвлекая их самих от их же работы и не иметь результата.

          • Дэн
            21.02.2010 в 18:45

            Знаешь, если на вакансию ява-разработчика будут писать «оптимизация запросов… сетификат oracle…», то к ним не ява-программисты, а базисты пойдут. 🙂
            А в чем ты с Яндексом разошелся на предмет проектных команд?

            • Дэн
              21.02.2010 в 19:06

              Уточнение к моему вопросу. Я понял что ты считаешь что базами занимается базист, админит — админ и т.д. А что, в Яндексе не так, они все универсалы? Или какой у них подход к людям?

              • Сергей Елин
                21.02.2010 в 20:22

                Да, Яндексу, по крайней мере в проект куда я ходил, нужны универсалы.

            • Сергей Елин
              21.02.2010 в 20:25

              Базист со знанием Java, ага. 😉

              • Дэн
                21.02.2010 в 21:38

                Маринка? 😉

              • Дэн
                21.02.2010 в 21:39

                Ну что ж, универсалы всегда в почете. Только вот их крайне мало, и потому, наверное, вакансия так долго открыта. 🙂

              • Сергей Елин
                22.02.2010 в 01:30

                Вариант 😉

  3. seacat
    13.04.2010 в 14:39

    Удивило. Зачем идти на собеседование уставшим и в свой день рождения? Можно позвонить и перенести собеседование на другой день. И второй момент удивил также — ну не прошел ты собеседование, бывает. Может не твой профиль и специализация, может действительно устал… Но зачем же выставлять Яндекс в некрасивом свете?
    Меня допустим годичное пребывание(а не простое собеседование) в Tops BI тоже не особо вдохновило, но фирма просто не подошла лично мне…

    • Сергей Елин
      13.04.2010 в 16:01

      Это с Вашей точки зрения. А я всего лишь указал несоответствие между требованиями к вакансии у них на сайте и тем что им реально надо. 😉
      Между прочим, вакансия до сих пор висит, что лично для меня неприятный звоночек.

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

